Настойка заманихи – природный антидепресант

Заманиха
Заманиха

ЗАМАНИХА, ЭХИНОПАНАКС ВЫСОКИЙ ECHINOPANAX ЕLATUM NAKAI
Кустарник высотой около 1 м, с длинным ползучим корневищем, семейства аралиевых (Araliaceae). Стебель прямой, неветвящийся, по­крыт шипами длиной 3—10 мм; листья на длин­ных черешках, усаженных шипами, крупные, округлые, с сердцевидным основанием, диаме­тром 15—35 см, пяти-семилопастные, сверху почти голые, снизу по жилкам с шипами. Цветки непрозрачные, мелкие, зеленоватого цвета, в простых зонтиках, собранных в продолговатую сложную кисть. Плоды длиной 7—12 мм, шаро­видные, сочные, желто-красного цвета, с двумя сплюснутыми с боков косточками. Цветет в июне—июле, плодоносит в августе—сентябре.
Заманиха распространена в верхней полосе горных лесов Уссурийского края. В листьях, стеблях и корневищах заманихи содержится эфирное масло, в состав которого входят спирты, альдегиды (до 10%), фенолы (3%), свободные кислоты (4%), углеводороды (4%). Наибольшее количество эфирного масла содержится в корнях и корневищах растений (1,8%). В листьях обнару­жены гликозиды. Во всех частях растения содер­жатся сапонины и следы алкалоидов (Т. Н. Ильинская).
Для промышленных целей заготовляют кор­невище с корнями во время созревания плодов.

Фармакологические свойства
Экспериментальное исследование заманихи высокой впервые проведено в ВИЛАР (А. Д. Ту­рова, Я. А. Алешкина). Исследовали настойку, приготовленную из корней растения на 40 ° спирте в соотношении 1:5 методом мацерации. Спирт перед опытом удаляли путем осторожного выпа­ривания на водяной бане. Расчет доз производили на сухой вес растения.
После введения лягушкам 100—200 мг настойки заманихи (на лягушку) у животных наступало возбуждение.
Подкожное введение белым мышам 100 мг (на мышь) сопровождалось повышением двигатель­ной активности, наступающим через 15—20 минут; длительность действия 30—40 минут. Доза 200 мг оказывала токсическое действие: мыши становились неподвижными, принимали боковое положение, появлялась одышка. Доза 300 мг вызывала гибель животных.
Настойка заманихи укорачивала длительность сна у мышей, получавших подкожно мединал (155 мг/кг) одновременно с настойкой заманихи (40 мг/кг подкожно).
Помимо настойки заманихи, были изучены также входящие в нее компоненты: гликозиды и эфирное масло. Установлено, что гликозиды, введенные в дозе 0,5 и 1 мг на мышь, оказывали возбуждающее действие, продолжавшееся более 2 часов, после чего наступало угнетение живот­ных. Местным раздражающим действием глико­зиды не обладали.
Эфирное масло заманихи вызывало возбужде­ние у мышей как при подкожном, так и при инга­ляционном введении. По-видимому, возбужда­ющее действие настойки заманихи обусловлено всем комплексом действующих веществ растения.
При внутривенном введении препарата кош­кам под мединаловым наркозом в дозе 10— 50 мг/кг отмечено некоторое повышение ар­териального давления, а в больших дозах (100—200 мг/кг) — его понижение в среднем на 20—30 мм рт. ст. Длительность действия в сред­нем была более часа. Наряду с этим наблюдалось возбуждение дыхания.
Сумма гликозидов заманихи высокой в дозе 20 мг/кг вызывала некоторое понижение арте­риального давления и возбуждение дыхания у кроликов. Внутривенное введение суммы гли­козидов в дозе 10—50 мг/кг не оказывало су­щественного влияния на сердце кошек in situ. Увеличение дозы до 80—100 мг/кг сопровожда­лось повышением амплитуды сердечных сокра­щений на 20—30% и урежением ритма на 5— 10 ударов в минуту.
Сумма гликозидов заманихи в дозе 50 мгукг увеличивала амплитуду сердечных сокращений сердца крысы in situ.
Настойка заманихи в дозе 600 мгукг, введенная подкожно, увеличивала диурез у крыс в 2 раза.
Можно предположить, что эфирное масло заманихи действует по типу других эфирных масел, возбуждая почечный эпителий, и тем самым способствует усилению мочеотделения.
Применение в медицине
Настойку заманихи применяют как стимули­рующее средство при астении, депрессивных состояниях, гипотонии и т. п.
Клиническое изучение настойки заманихи про­водили в Институте неврологии АМН СССР, в неврологическом отделении ЦИУ, в Психоневро­логической больнице имени Ганнушкина, в Институте экспериментальной эндокринологии, в
клинике госпитальной терапии Калининского ме­дицинского института.
Больные, наблюдавшиеся в клинике Инсти­тута неврологии АМН СССР, страдали постин­фекционной астенией, посттравматической асте­нией, реактивными астено-депрессивными состо­яниями, неврастеническим синдромом на фоне гипертонической болезни, вяло протекающей ши­зофренией с астено-ипохондрическим синдромом, сексуальной неврастенией и сахарным диабетом. Больные были в возрасте от 20 до 60 лет. Настойку заманихи назначали по 30—40 капель на прием 2—3 раза в день. Применение ее оказа­лось эффективным, особенно при различного рода астенических состояниях. Примерно к 6— 7-му дню лечения у больных уменьшались голов­ные боли, боли в области сердца и неприятные субъективные ощущения в различных частях тела, уменьшались утомляемость, раздражительность, улучшался сон. К концу 2—3-й недели появлялось чувство бодрости, восстанавливалась работоспо­собность.
Лечение заманихой способствовало повыше­нию тонуса высшей нервной деятельности, вос­становлению нервных процессов. Однако в ряде случаев оно приводило к явлениям раздражитель­ной слабости. В связи с этим вместе с настойкой заманихи некоторым больным назначали бром.
Как показали наблюдения М. Б. Цукер и Л. М. Хван, при одновременном применении на-# стойки заманихи с бромом эффект лечения невра­стенических состояний возрастал. По-видимому, у больных, страдавших неврастенией, только повы­шение возбудительного процесса под влиянием настойки было недостаточным для улучшения состояния, так как одновременно у них имела место слабость тормозного процесса; на этот про­цесс благоприятное действие оказывал бром. Следует учитывать, что наиболее распространен­ным средством при лечении неврастении является комбинация малых доз брома с кофеином и что такие сильные возбуждающие средства, как фена­мин, при лечении неврастении обычно не назнача­ют. Применение при лечении неврастении настойки заманихи как мягко действующего пре­парата несомненно расширит арсенал современ­ных стимулирующих средств.
У больных, у которых в той или иной степени были выражены астено-депрессивные состояния, лечение настойкой заманихи заметно сглаживало депрессивный компонент.
Исследование высшей нервной деятельности у этой группы больных с применением плетизмографической методики показало, что до приема настойки заманихи сосудистые условные рефле­ксы вырабатывались только после многократных подкреплений, в то время как после курса лечения выработка сосудистых условных рефлексов об­легчалась. Отмечалась устойчивость этих рефле­ксов. Надо полагать, что настойка заманихи, ока­зывая тонизирующее действие на кору головного мозга, способствует восстановлению нарушен­ных корреляций сосудодвигательного центра с периферией.
Иные результаты лечения настойкой заманихи наблюдались у больных с динамическими рас­стройствами мозгового кровообращения, а именно с гипертонической болезнью I и II стадии с выраженным неврастеническим синдромом. Из 63 наблюдавшихся больных (А. В. Кислов — неврологическое отделение Больницы имени Боткина) лишь у 5 после приема настойки зама­нихи наступило улучшение: уменьшились голов­ные боли, тяжесть в голове, колющие боли в области сердца, общая раздражительность, утом­ляемость. Больные становились более спокойны­ми, уравновешенными, выявлялась тенденция к понижению артериального давления. Однако у 19 больных лечение настойкой заманихи эффекта не дало, а у 2 больных, страдавших гипертонической болезнью II стадии, прием настойки усилил неврастенические явления.
Несомненный интерес представляет попытка применения настойки заманихи при вяло протека­ющей форме шизофрении с выраженным астено-депрессивным синдромом. По данным Психонев­рологической больницы имени Ганнушкина, ле­чение настойкой заманихи способствовало сня­тию астено-ипохондрического синдрома. У боль­ных появлялись активность, оживленность, на­блюдался лучший контакт с окружающими. Боль­ные меньше сосредоточивали внимание на своих переживаниях. У них меньше были выражены явления мутизма.
Слабый терапевтический эффект лечения на­стойкой заманихи или его отсутствие были отме­чены у больных с постконтузионной астенией, с остаточными явлениями после перенесенного эн­цефаломиелита и с сексуальной неврастенией.
У больных с травматической энцефалопатией было обнаружено тонизирующее действие на­стойки заманихи, приводящее к устранению утом­ляемости, раздражительности. Особенно эффек­тивной настойка заманихи оказалась в условиях психиатрического и неврологического стациона­ра у больных с постинфекционной астенией.

В этих случаях быстро наступало улучшение в общем состоянии; ни в одном случае не было побочных явлений.
При систематическом применении настойки заманихи по 30—40 капель на прием *2—3 раза в день терапевтический эффект отмечался уже к концу 1—2-го месяца лечения. По прекращении приема препарата у больных вновь появлялись прежние жалобы.
На основании своих наблюдений клиницисты относят настойку заманихи к легким стимулято­рам центральной нервной системы. Оптимальной стимулирующей дозой является 40—50 капель на прием 2 раза в день в течение 6—8 недель.
Настойку заманихи изучали также в Институте экспериментальной эндокринологии. Было выяв­лено положительное действие ее при лечении начальной стадии сахарного диабета. Настойку применяли по 30—40 капель внутрь 2 раза в день. У тех больных сахарным диабетом, у которых глюкозурия не превышала 5—10% сахарной цен­ности пищи, наблюдалось понижение глюко-зурии и исчезала потребность в применении инсу­лина (при его небольшой суточной дозе, в преде­лах 10—12 единиц). Наряду с этим у больных улучшалось самочувствие, повышался общий то­нус, уменьшалась утомляемость. В более тяжелых случаях диабета заметного эффекта не было.
Большое клиническое исследование эффек­тивности настойки заманихи при диабете было предпринятой. Б. Шулутко, А. И. Климаковой и М. А. Кацман. Все больные находились на диете из расчета 30—40 калорий на 1 кг веса; 60% калорийности пищи больные получали в виде углеводов, 24% —в виде жиров и 16% —в виде белков. При указанной диете в первые 4 дня определяли суточную глюкозурию и индивиду­ально назначали необходимое количество инсули­на, которое больной получал на протяжении последующих 10 дней.
После 10 дней лечения инсулином на фоне ука­занной диеты больным повторяли все исследова­ния до и после инъекции инсулина. Уровень сахара крови определяли в течение часа, в остром опыте — через каждые 10 минут после введения препарата.
На 11-й день лечения вновь повторяли все исследования. Больному натощак проделывали все биохимические анализы, после чего вводили подкожно установленную дозу инсулина и внутрь давали 30 капель настойки заманихи. В течение часа через каждые 10 минут определяли арте­риальное давление, уровень сахара крови, а на 60-й минуте исследовали изменение уровня хлоридов, щелочного резерва, холестерина кро­ви, состояние электровозбудимости нервно-мы­шечного аппарата и др.
В результате исследований у 24 больных было обнаружено значительное понижение содержания сахара в крови на 60-й минуте после приема настойки заманихи, у 7 больных количество сахара в крови в среднем понизилось на 80%. У отдельных больных этот показатель понизился с 350 до 200 мг%. Суточная глюкозурия свыше 10% по отношению к сахарной ценности пищи отмечалась у 11 больных. У 18 больных показате­ли функциональной активности инсулярного аппарата поджелудочной железы по отношению к углеводам повысились на 50 г (у 15 больных) и на 100 г (у 3 больных), у 7 больных они оста­лись без изменений.
Уменьшение гиперхолестеринемии до 160— 170 мг% наблюдалось только в 4 случаях. В 5 случаях увеличилось содержание хлоридов до 400—500 мг%, щелочной резерв крови прибли­жался к нижней границе нормы — 48—50 об.%.
Клинические наблюдения показали также, что лечение настойкой заманихи с инсулином у боль­шинства наблюдавшихся больных на 5—6-е сутки вызывало улучшение общего самочувствия, у них появлялась бодрость, повышалась активность, улучшался аппетит, нормализовалась деятель­ность желудочно-кишечного тракта, уменьшались жажда, диурез и глюкозурия.
В 10 случаях улучшение в течении болезни было настолько выражено, что стало возможным уменьшить дозу вводимого инсулина. В 2 случаях появилась возможность прекратить введение препарата.
Содержание сахара крови в 15 случаях понизи­лось с 350 до 150—200 мг %. Суточная глюкозурия до 5 % по отношению к сахарной ценности отме­чена у 12 больных, от 5 до 10% — у 6, от 10 до 15 % — у 6 и выше 15 % — только у одного боль­ного.
После курса лечения инсулином вместе с настойкой заманихи гемодинамические и биохи­мические показатели у больных значительно изменились. У 23 из 25 больных нормализовалось артериальное давление, у 16 больных пульс уча­стился до 80—90 ударов в минуту. Порог эле­ктровозбудимости нервно-мышечного аппарата понизился в среднем с 9 до 3 мА, только в 5 случаях он оставался высоким. Функциональная активность поджелудочной железы повысилась по сравнению с данными во время лечения только инсулином и диетой: на 50 г — у 23 больных, на 100 г — у 9; только у 3 больных она осталась без изменений.
Наблюдения показали, что комплексное лече­ние больных сахарным диабетом инсулином и настойкой заманихи было наиболее эффектив­ным в тех случаях, когда в клинической картине преобладали симптомы адинамии. У таких боль­ных на фоне улучшения самочувствия отмечалась нормализация основных физиологических и био­химических показателей.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*